Летающий небоскреб HYDROGENASE

29 октября, 2013

Проекты французского бельгийца Венсанта Каллебо (Vincent Callebaut) отличают плавные фантастические формы, основанные на природных аналогах, и неизменная экологическая направленность – обилие зелёных насаждений внутри. Трава и деревья, кустарники и цветы, зерновые и водоросли — все они, по задумке автора, должны помочь людям сделать мир немного чище (один из его проектов город Lilypad, см. новость 29.10.13).

Цена на нефть бьёт рекорды, и во вполне обозримом будущем, по прогнозу некоторых специалистов, планета может столкнуться с заметным падением добычи энергоносителей при росте потребностей в них. А значит, давно пора подумать об альтернативе, рассуждает Каллебо.

Очевидно, далеко не он один размышляет о мире без «чёрного золота», но именно Венсан со своим чутьём художника сумел облечь фантазии о чистой планете в эффектную форму по имени «Гидрогеназа» (Hydrogenase). Название заимствовано у фермента, играющего важную роль в биохимических цепочках реакций, идущих в фотосинтезирующих организмах.

Hydrogenase — это причудливый сплав воздухоплавания с садоводством. Наверняка вдохновлялся Венсан давно носящимися в воздухе идеями прекрасной башни-сада или же утилитарной башни-фермы. Но то строения стационарные, а сад под облаками — это ещё необычнее.

Торопиться такому саду особенно незачем, потому дирижабль этот — не горизонтальная сигара, а вертикальный поплавок. Впрочем, Венсан и тут говорит о проработке аэродинамики.

 

В последние 10 лет в разных странах мира идут эксперименты с биотехнологическим получением водорода: некоторые виды водорослей в определённых условиях начинают бурно вырабатывать H2, причём выход его в расчёте на гектар посадок может быть в сто раз большим, чем при культивировании с аналогичной (биотопливной) целью рапса или подсолнечника.

О некоторых примерах экспериментов и даже практических установок по синтезу водорода (и других видов топлива) при помощи водорослей мы подробно рассказывали в 2010-м, 2007-м,2006-м и 2005-м. К этому на днях добавился первый опыт по прямому получению от водорослей электричества.

По мотивам такого рода исследований архитекторы уже придумывали экологические города, обеспечивающие сами себя «зелёной» энергией, но Венсан посчитал, что аналогично могут снабжать себя подъёмным газом (и топливом по совместительству) большие дирижабли. Только в данном случае заправочными станциями для них будут посадочные площадки, совмещающие в себе и плавающие в море причалы, и водородные биофермы.

Причал для дирижаблей должен быть оборудован 32 гидротурбинами, утилизирующими энергию морских течений. Сооружения должны вставать на якорь близ городов. Биореакторы на базе водорослей и воздушные вокзалы не должны конкурировать за площадь ни собственно с городами, ни с сельскохозяйственными угодьями, ни с лесами.

«Док-станции» «Гидрогеназы» будут поставлять дирижаблям и окрестным населённым пунктам водород, заодно помогая поглощать СО2 и перерабатывать органические отходы.Похожую «зелёную» составляющую Каллебо внедрил и в само летающее судно. В нём автор проекта предусмотрел многочисленные жилые помещения (на 67 этажах), офисы, лаборатории и зоны развлечений, а также миниатюрные сады-фермы (восемь отдельных участков).

 

Электричество аппарату должны поставлять гибкие фотоэлектрические батареи и топливные элементы (видимо, тоже биотехнологические), перерабатывающие органические отходы. Зелёные сады на палубах судна заодно должны сыграть роль очистителей воды.

Полужесткий дирижабль Hydrogenase в воображении архитектора насчитывает в высоту 480 метров, а в диаметре (по «экватору») – 180 м. Заключает он в себе объём в 250 тысяч кубометров. А весит эта конструкция порядка 200 тонн (иллюстрация Vincent Callebaut).

Бельгиец понимает, что даже целый флот таких колоссальных дирижаблей не сможет заметно повлиять на баланс мировых выбросов парниковых газов, но полагает, что Hydrogenase послужит примером, своего рода живым символом грядущих перемен в транспорте и энергетике (иллюстрация Vincent Callebaut).

Ради снижения веса конструкции всё, что только можно, должно быть выполнено из углеволоконных материалов. Архитектор пишет, что дальняя транспортировка грузов и людей при помощи водородного дирижабля будет обходиться намного дешевле, чем самолётами. Но вот цена постройки такой системы явно окажется немалой (иллюстрация Vincent Callebaut).

По замыслу архитектора, часть подъёмной силы данного аппарата должен обеспечивать гелий, а часть — водород. Последний, на борту может сжиматься компрессорами и закачиваться в компактные ёмкости, если плавучесть судна следует снизить для быстрого спуска. И газ может быть выпущен обратно в многосекционные эластичные подъёмные баллоны, если колосс снова понадобится сделать легче воздуха.

Летать «фермент» должен на высоте порядка двух километров. 20 поворачиваемых воздушных винтов, по идее, обеспечат сооружению как вертикальную тягу для ускоренного взлёта, так и горизонтальную (на марше со скоростью до 175 км/ч).

Дальность полёта «Гидрогеназы» — до 10 тысяч километров(!). Кто захочет отправиться на такое расстояние со скоростью поезда — ещё не известно. Но тут у архитектора есть «запасной план». Ведь монстр бесконечно далёк от титула «просто транспорта».

Каллебо втиснул в проект массу передовых технологий. Так, вдохновлённая лотосом наноструктурированная поверхность этого дирижабля должна отталкивать грязь, лёд и снег. И здесь архитектор также не отрывается от земли, а просто следует за новейшими экспериментами.

Да, закономерно, что, рекламируя свою мечту, архитектор рассуждает о «новом поколении гибридных дирижаблей» и упоминает рост авиаперевозок, идущий на фоне всё той же грядущей проблемы нехватки топлива и роста вредных выбросов в атмосферу. Но понятно же, что аппараты легче воздуха в силу медлительности не могут заменить самолёты в массовых перевозках людей.

Потому главные профессии у «Гидрогеназы» иные: мобильная платформа для гуманитарных миссий, аварийно-спасательных работ, туризма, мониторинга океана или научных исследований.

«Этот обитаемый летательный аппарат открывает чистую и этическую мобильность в целях удовлетворения потребностей населения в местах бедствия и природных катастроф, и всё это без взлетно-посадочной полосы!» – пишет автор проекта. Таким образом, дирижабль Каллебо может быть переоборудован под разные амплуа: от летающего госпиталя до уже не раз всплывавшей идеи воздушного отеля.

Как и другие фантазии Венсана, дирижабль «на водорослях» лишь внешне кажется полным витанием автора в облаках, но отталкивается он от вполне реальных достижений материаловедения и биоинженерии. А значит, есть шанс, что нечто похожее однажды действительно отправится в рейс.

Ну чтож, посмотрим! :)



Заказать обратный звонок

Видеоконсультант