Легендарный Антонио Гауди

5 сентября, 2014

Кто же он такой — Антонио Гауди?

Великий архитектор, ниспровергатель авторитетов и законодатель мод. Модернист, творивший вне устоявшихся стилей. Человек, который почти не работал с чертежами. Архитектор, специалист, в основе труда которого лежит скрупулезный математический расчет (а так оно и было), Гауди пользовался набросками здания в импрессионистском стиле. То есть обшие очертания, форма, но ни дотошной детализации, ни конструктивных элементов. Главным его инструментом были воображение, интуиция и... вычисления в уме. Можно сказать, он был Эйнштейном в архитектуре...

 

 
Барселона – колыбель архитектурного гения Антонио Гауди.
На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии неизгладимый отпечаток наложило творчество и загадочного мастера Гауди. Архитектор Антонио Гауди Корнет (Antoni Gaudí i Cornet), родился 25 июня 1852 года в городке Реус каталонской провинции Таррагона. Родители его были котельщиками, и юный гений часто помогал отцу и деду, восхищаясь виртуозной работой их рук при изготовлении изделий из меди. Влюбленного в природу и наблюдательного Антонио с детства привлекали совершенство форм, игра цветов и линий. Любовь ко всему натуральному нашла выход в творчестве Гауди -  излюбленными материалами мастера стали камень, керамика, дерево и кованое железо.
 
Гауди использовал старинный метод макетирования, который заключается в создании трехмерных моделей из веревок и цепей с грузами. Его изобретателями являются средневековые архитекторы, сооружавшие готические соборы.
  
 
Всего в наследии Гауди 18 сооружений, большинство из них находится в Барселоне, определяя весь архитектурный облик города. Архитектор был влюблён в этот город, говорил по-каталански и в культуре своего народа черпал неиссякаемое вдохновение для творчества. Среди самых известных работ Антонио Гауди в Барселоне дом Висенс, Школа Терезианок, дом Бельесгуард, Дворец Гуэль, дом Батльо, дом Мила, парк Гуэль и, конечно, храм Святого Семейства.
 
Таинственный символ города - Святое Семейство
  
Собор Саграда Фамилия – это «фирменный знак» Барселоны, общепризнанный символ города. Его величественные башни производят поистине неизгладимое впечатление, само здание полно тайн и закодированных посланий Гауди. Но, пожалуй, главная загадка этого шедевра, который был задуман как храм искупления грехов, – в его незавершенности. Задумывался храм в готическом стиле - следы его прослеживаются в крипте и апсиде - однако потом гений импровизации поменял идею, экспериментируя со стилями и создавая свой, неповторимый, архитектурный почерк. При создании храма Гауди почти не использовал в работе чертежи, а собственноручно делал эскизы, поэтому на работы уходила уйма времени. Например, над собором Саграда Фамилия архитектор работал целых сорок три года, так и не завершив строительство. В 1926 г. он погиб, попав под трамвай на перекрестке Гран Вия и Байлен.
    
В 1936 г. мастерские Гауди были сожжены и только через 20 лет работы по строительству Собора возобновились - уже по мелким кусочкам фотографий и набросков, и, конечно же, без мастерства импровизации, присущей только Гауди. Строительство Саграда Фамилия продолжается до сих пор - медленно и не без проблем, в том числе финансовых. Между тем, собор, который находится в самом центре города, на улице Майорка, ежегодно привлекает тысячи туристов, которые, любуясь величием уникального проекта Гауди, пытаются разгадать его загадку...
 
Дом Батло (Casa Battlo)
Дом Батло – один из многочисленных шедевров Антонио Гауди, элегантный образец стиля модерн, так распространенного в Каталонии в начале 20 века. Дом Батло был построен в 1904-1906 гг. на проспекте Пасео де Грасия, 43. Гауди реконструировал этот дом, применив свой неповторимый стиль: многоцветная и сверкающая мозаика, увлечение кривыми линиями, выразительность форм, причудливые балкончики, фантастическая крыша с черепицей-рыбьей чешуей. Местное название дома - Casa dels ossos (Дом костей), в нем действительно узнаются образы костей и внутренних органов некоего гигантского животного или монстра. Крыша дома вся покрыта арками, что создает ассоциации со спиной дракона. По общепринятому мнению, округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия Победоносца (Св. Георгий — покровитель Каталонии), вонзенный в спину дракона.
     
 
Дом Мила (Casa Mila)
 
  
Дом Мила – один из лучших примеров архитектурной концепции Антонио Гауди. Кому-то его фасад напоминает набегающие волны, а кому-то - каменную гору с пещерами. Барселонцы шутливо так и называют его « La Pedrera” (Каменоломня). Гауди, работая над строительством этого дома, как обычно черпал вдохновение у природы, итог -  концепция модерна здесь это нечто абсолютно живое, текущее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону также изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью. В 1984 г. Дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием и сегодня на последнем этаже там размещается музей, посвящённый самому Антонио Гауди, остальные этажи отданы под «элитное» жилье.
 
Парк Гуэль (Parc Guell)
 
Другой знаменитый проект Гауди – парк Гуэль. Расположен он за площадью Лессепс, на ул. Олот. Строился этот парк с 1900 по 1914 год, но, к сожалению, как и Саграда Фамилия, так и не был закончен. Парк - совместный проект Гауди и предпринимателя Гуэля – был идеей вполне многообещающей: на склоне одного из холмов барселонской равнины планировалось возвести зелёный городок для  отдыха богатых горожан. Однако грянул экономический кризис, и строительство пришлось заморозить. Гауди сумел лишь частично воплотить свои мечты в жизнь - была построена лишь одна стена предполагаемого парка.
 
У входа в парк Вас встречают два уютных «пряничных» домика, сделанных по примеру крепостных башен, разделённых эффектными железными воротами (в одном из этих домиков впоследствии поселился сам Гауди). Вверх ведет лестница, украшенная скульптурами фантасмагорических зверей, покрытых мозаикой, среди них – характерная ящерица Гауди, символ удачи и благополучия, встречающийся почти в каждом произведении мастера. Лестница ведет к просторному «Залу ста колонн», изюминка которого в том, что крыша одновременно является балконом извилистой формы, а карниз колоннады - спинка непрерывной скамьи, окаймляющей всю верхнюю площадь. Отсюда открывается один из лучших видов на город.
 
Парк Гуэль считается одной из работ Гауди, где в наибольшей мере проявляется его воображение. В домике, где жил архитектор с 1906-1926 годы, сейчас открыт его Дом-Музей.
 
Дом Висенса (Casa Vicens)
 
   
Одна из первых работ Антонио Гауди – Дом Висенса, который находится на улице Каролинас. В 1878 г. молодой предприниматель Манюэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. По независящим от него причинам, строительство было отложено на 5 лет - это было спасением для молодого Гауди, который просто не знал, как спроектировать этот дом. Площадка под строительство была очень ограниченной, строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий. В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления Гауди решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пёстрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приёмы разных культур, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки или украшая сад кованой оградой в стиле Арт Нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство неумирающего гения Антонио Гауди.


Заказать обратный звонок

Видеоконсультант